Российская Ассоциация территориальных органов управления автодорогами «РАДОР» давно стала площадкой для коллегиального обсуждения самых насущных вопросов развития дорожной отрасли регионов России. Об итогах текущего года и перспективах работы в следующем году мы побеседовали с гендиректором ассоциации Игорем Старыгиным.
— Наша работа строится исходя из решений заседаний совета директоров, в рамках которых принимается программа на год и плановый период. Перечислю только часть мероприятий. В феврале в Москве прошли сразу два важных семинара: один — на тему обеспечения сохранности автомобильных дорог и организации весового контроля АТС на региональной сети автомобильных дорог, второй — по вопросам работы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В мае мы обратились к значимой сегодня теме информационного обеспечения в дорожном хозяйстве, пригласив выступить с докладами теоретиков и практиков взаимодействия со СМИ и общественностью.
Одно из самых масштабных мероприятий 2015 года прошло в апреле в Екатеринбурге — это 12-я ежегодная конференция ассоциации «РАДОР» по современным технологиям ремонта и содержания автодорог и искусственных сооружений на них. В её работе приняли участие более 500 специалистов дорожной отрасли из 34 регионов России. В июне членов ассоциации «РАДОР» принимал уже Алтайский край — здесь прошла IV межрегиональная научно-практическая конференция ассоциации «Современные технологии ремонта и содержания искусственных сооружений на автомобильных дорогах».
По инициативе ассоциации в сентябре-октябре прошла общероссийская акция по обеспечению сохранности существующей сети автодорог общего пользования и контролю за движением тяжеловесных транспортных средств со сверхнормативными нагрузками «На дорогу — без перегруза!». Завершающим же мероприятием года по традиции станет заседание комиссии ассоциации «РАДОР» по содержанию, ремонту и развитию автомобильных дорог общего пользования, которое состоится в декабре.
На фото: Алексей Шептунов и Игорь Старыгин. В 2015 году «Архангельскавтодор» был отмечен ассоциацией «РАДОР» за информационную открытость и лучший сайт
— Каковы вообще результаты консолидации профессионального сообщества в рамках ассоциации? Есть ли синергетический эффект?
— В ходе мероприятий ассоциации «РАДОР» её члены не только обмениваются мнениями и опытом, но и вырабатывают единую позицию по наиболее острым отраслевым вопросам. Благодаря этому мы предоставляем федеральным органам власти наиболее полную и в то же время концентрированную информацию о состоянии дел в субъектах РФ, что позволяет принимать оптимальные решения в сфере развития дорожного хозяйства.
Напомню, в 2014 году «РАДОР» вошёл в состав рабочей группы по подготовке доклада к заседанию Президиума Госсовета под председательством Владимира Путина «О совершенствовании сети автомобильных дорог в целях комплексного освоения и развития территорий Российской Федерации». Большинство предложений нашли своё отражение в перечне поручений президента по итогам заседания. В частности, в Бюджетный кодекс был внесён ряд поправок, существенно изменивших условия финансирования дорожного хозяйства: с 2015 года региональные дорожные фонды получают 100% доходов от акцизов на нефтепродукты (в том числе 28%, которые ранее направлялись в Федеральный дорожный фонд). В 2015 году из федерального бюджета было предусмотрено направить в субъекты РФ трансферты на обеспечение дорожной деятельности в объёме 82,0 миллиарда рублей. Предложения нашей ассоциации также получили продолжение в поручениях президента о рассмотрении возможности введения на региональных автодорогах системы взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами массой свыше 12 тонн.
— Какие направления выделили бы как наиболее важные в наступающем году?
— Перед территориальными органами управления автомобильными дорогами стоят две стратегические задачи, поставленные Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г.: приведение сети региональных автодорог в нормативное состояние и стремление к удвоению объёмов строительства и реконструкции автодорог в ближайшее десятилетие.
Сегодня состояние почти 63% региональных дорог не соответствует нормам. При этом в прошлом году было отремонтировано всего 9,2 тысячи километров — это лишь 2% протяжённости автодорог с твёрдым покрытием. В 2015 году планы ещё скромнее. Выполнение поставленных задач напрямую зависит от обеспечения финансовыми ресурсами, которые аккумулируются в региональных дорожных фондах. К сожалению, в 2015 году, согласно плановым показателям, обеспеченность в финансировании работ по содержанию составляет лишь 30,4% от нормативной потребности, по ремонту — 22,7%, по капитальному ремонту — 2,0%.
Дополнительным источником финансирования региональных дорожных фондов может стать создаваемая система взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими массу свыше 12 тонн. На федеральных трассах она заработает уже с 15 ноября 2015 года. С учётом установленного на сегодняшний день размера платы (3,73 руб. за 1 км) Росавтодор прогнозирует поступления в федеральный бюджет около 50 миллиардов рублей в год. Напомню: на заседании Президиума Госсовета РФ в ноябре 2014 года было принято решение о том, что деньги, собираемые с большегрузов, будут направляться в регионы.
– Каков, если взглянуть со стороны, имидж архангельских дорожников в российском профессиональном сообществе?
– Напомню, «Архангельскавтодор» был одним из 26 учредителей нашей ассоциации в 1993 году. На протяжении 22 лет мы реализовали множество совместных проектов. Одним из последних, реализованных в 2011-2013 годах, был проект «Управление дорогами с низкой интенсивностью движения в Баренц-регионе». Ассоциация всегда воспринимает Поморье как возможную площадку для старта и реализации новых пилотных проектов. За эти годы в Архангельской области было проведено более десяти семинаров в области дорожного хозяйства. В декабре 2014 года была дана высокая оценка деятельности дорожников Архангельской области со стороны ассоциации. В рамках заседания комиссии ассоциации «РАДОР» по содержанию, ремонту и развитию дорог общего пользования в результате открытого голосования новым председателем комиссии стал директор «Архавтодора» Михаил Яковлев. Его кандидатура была поддержана членами комиссии единогласно.
Дорожникам Архангельской области по праву есть чем гордиться! Я от души желаю всем, кто выбрал эту почётную профессию, сохранить и приумножить имеющиеся достижения и всегда оставаться на вершине своего мастерства.
Беседовал Алексей Шептунов
Журнал «Деловой Вестник Поморья»
Оригинал публикации